<<Random>>
Кровь из носа - это сок. Разобьём и пьём

 

автор: Miu-Mau

#56


Прошло больше полугода с тех пор, как я покинула моего предыдущего работодателя. Теперь дизайнеры, которые еще остались там, иногда «машут мне ручкой» в ICQ. Недавно появился Бенни, вернувшийся после длинного отпуска, и давай вздыхать:


- Ах, фрау Мау, нам тебя не хватает!
- Что, - говорю, - некому вашу кровь пить, наезжать и бросаться тяжелыми предметами, да?
- Да нет, это все нашлось. А вот ссылки и книжки красивые никто не показывает...
- А что, в интернете красивые ссылки и книжки дают только по талонам?
- Нет, все там есть. Но это же надо знать, кому что смотреть. Так искать там бесполезно - слишком много всего. И вообще. Как ты только там все находила? Мы ни одной новой хорошей книжки найти не можем.
- Тогда покопайтесь в старых, наверняка найдете кучу «хорошо забытого старого».
- Так в старом надо знать, что смотреть!

Да...

Так вот и выясняется, что было моей самой полезной функцией в «АйДиМедии»: собирание в каталоги десятков интересных ссылок и закупание дюжинами интересных книжек. Ну и, конечно, «подсовывание» этих книжек всем, кому требуется. Кому японцев, кому Босха, а кому русский лубок...

Называется это «работа с материалом», и привил мне это художник Владимир Серебровский, еще в детстве. Каждый раз, когда я что-то начинала делать, он показывал мне книгу, в которой было точно то, что я пробую, только уже продуманное на 100 шагов вперед.

Сначала я упрямилась и отмахивалась: я тут «свое» рисую, и никто не знает, что я задумала, а он мне с понимающим видом книгу про иранскую миниатюру сует. Зачем она мне?

Потом часто удивлялась: по мере того как я пыталась найти идеальное решение, оно приближалось к тому, что в книге (независимо от того, заглядывала я в книгу, или нет). В результате часто вообще получалось «практически то же самое» - только более «слабый» и «сырой» вариант. И тогда я бросалась смотреть эту книгу внимательнее, и находила там множество гениальных идей и подсказок, и решений проблем, о которые я как раз споткнулась.

Серебровский часто говорил: «Да, молодые классику не едят. Им надо подсовывать художников-классиков тогда, когда они пытаются сами сделать то же самое. Вот тогда у них от отчаяния открываются глаза и просыпается живой интерес». Он сам обладал удивительным талантом быстро понимать, что именно помогло бы человеку в конкретный момент. Конечно же, в первую очередь ему помогало знание истории искусств, а еще то, что он сам ознакомился с творчеством сотен интересных художников.

За время нашего общения он показал мне огромное количество книг и назвал много имен. Уже позже, приехав в Германию, я начала искать хорошие книги сама, вспоминать, что Серебровский советовал посмотреть. А оказавшись в книжном магазине, обнаружила, что он посоветовал все самое лучшее...

Окружать себя книгами в моменты творческих кризисов и искать классиков жанра перед тем как совать нос во что-то незнакомое стало привычкой. И я начала делать то же самое на работе, с удовольствием воспользовавшись предложением работодателя «купить дизайнерам все необходимое для их развития».

Оказалось, что у большинства дизайнеров таких привычек нет, и они практически не знают никаких художников. Им в голову не приходило, что, возможно, будет легче рисовать векторную девушку во FreeHand, если посмотреть, как это делал кистью Эгон Шиле.

Правда, они быстро сориентировались, и вскоре дизайнерская рассылка наполнилась сообщениями вроде: «У кого Хокусай?» или «Срочно положите на место Матисса, очень надо посмотреть на цвета».

Стоило только проявить фантазию, как выяснилось, что у Босха можно отлично подсматривать «образные картинки», а у Манары в каждой книге можно найти десятки лиц, искаженных в самых сложных гримасах. Когда требуется сделать что-то очень многоцветное, но чтобы не «пестрило», полезно полистать Матисса, а если нужно собрать веселую страничку, а из материалов дали только длинный текст и маленькую фотографию - иди и смотри у Рэя Джонсона, как это делается.

А иногда вообще не надо ничего нигде «подсматривать». Достаточно просто освежить в памяти лучшие работы художника или дизайнера, который делал что-то близкое сердцу, - и этого вызовет «большой творческий приступ».

Любимые книжки у каждого свои, и каждый должен искать то, что интересно ему. Но многие читатели просят меня опубликовать список книг, которые я сама «не выпускаю из рук». Все приведенные ниже книги стоят сейчас рядом со мной на полке, и я часто перелистываю их в поисках вдохновений.


1. Angura
Небольшая книжка, густо набитая лучшими японскими плакатами 60-х и 70-х годов. Эта книжка понравится всем, кто любит японский поп-арт и Tadanori Yokoo (он там тоже есть).





2. The Floating World of Ukiyo-e
Укиё-э - это древние японские деревянные гравюры. Все лучшее, что есть в японских плакатах, комиксах и иллюстрациях, взято оттуда.





3. И еще раз японцы: Shunga
Шунга - это, наверное, первые неприличные комиксы на свете. Да и первые комиксы вообще.





4. Angel Claw by Moebius & Jodorowsky
Мёбиус - один из самых гениальных иллюстраторов XX века, и, на мой взгляд, самый серьезный художник, вышедший из профессиональных рисовальщиков комиксов. Он нарисовал почти сотню книг, но эта - шедевр вдвойне. В ней не только сложные и многогранные картинки, но и тексты, которые стали одной из самых больших творческих удач Алехандро Ходоровского. (Поскольку жанр книги официально подпадает под «порнографию», она не стоит на полках обычных магазинов. Ищите на «Амазоне» или в магазинах с «индепендент-комиксами».)





5. Giuseppe Bergman by Milo Manara
Мило Манара - один из самых известных последователей Мёбиуса. Хотя он так и не достиг высот учителя, его книги местами очень хорошо помогают в работе. Почти все картинки срисованы с фотографий, и практически на каждом рисунке изображены люди в очень сложных и необычных позах. Его книги - просто клад, если срочно надо нарисовать изощренную гримасу, а сфотографировать некогда и с зеркала не срисуешь. Эта книга - особенно удачный сборник, густо набитый мелкими и очень качественными картинками.





6. Ivan Bilibin
Иван Билибин - один из известнейших русских иллюстраторов. Когда надо передать «русский дух», он становится идеальной подсказкой. Здесь и русские орнаменты, и народный костюм, и посуда, и терема... Техника, в которой все нарисовано, тоже хорошо «ложится» на компьютерную графику. (Контуры рисуем ручками, «заливку» подрисовываем на нижних слоях.)





7. Le Loubok
У меня эта книга есть только на французском языке (куплена сто лет назад в «Иностранной литературе» по принципу «какую давали - такую купили»). Она же издавалась на английском и немецком языках.
Если посмотреть внимательно на все (столь популярные сегодня) «Independent Comics», вы обнаружите, что это просто вылитый лубок. Примитивные на первый взгляд картинки содержат веселые остроумные тексты и очень хорошо скомпонованы. Полезно рассматривать, когда надо изобразить «упрощенно» какие-то сложные предметы.





8. Русская рекламная графика 20-х годов прошлого века

Книга тоже выходила на многих языках. Здесь Михаил Аникст собрал огромное количество лучших примеров русской рекламной графики 20-х.





9. Ray Johnson. Correspondences.
Он работал в одно время (и даже вместе) с такими художниками как Энди Уорхол, но почему-то почти никто не знает Рэя Джонсона. Хотя, если честно, его работы в 100 раз интереснее, чем у многих более известных коллег - чего стоят только собранные в этой книге письма и открытки друзьям, коллажи из обрезков офортов. То, что на первый взгляд выглядит просто, при более внимательном изучении начинает казаться непостижимым. Про половину работ я так до сих пор и не поняла, как и из чего он это сделал.





10. Klaus Ensikat
Он живет в Берлине в небольшой квартире. Он всю жизнь разрисовывал книжки гэдээровского издательства Neues Leben. Восточные немцы на нем «выросли» - братья Гримм, Карл Май, всевозможные немецкие народные сказки. Только сейчас он начал издавать книги для взрослых, которые пишет его брат. Для меня он - любимый пример для подражания, когда дело доходит до рисования пером и тушью.





11. Amphigorey by Edward Gorey
Многие думают, что он жил сотни лет назад. А еще многие уверены, что он - англичанин. На самом деле Эдвард Горей умер в 2001 году, а всю жизнь прожил в Америке. Его истории в картинках, подписанные старомодными английскими текстами, поражают своим мрачным - но при этом совсем не злобным - юмором. Поражает, как он умудрялся превращать любое событие в историю из 50 картинок. В каждом из томов Amphigorey собрано по 15 лучших книжек автора.




12. Ernst Haeckel
Многочисленные таблицы к лекциям биолога Хэкеля рисовал его вечный спутник - художник Адольф Гильч. Сам Хэкель так помешался на формах разнообразных водорослей и медуз, что построил себе «Виллу медузу», полностью состоящую из элементов, срисованных с его водоплавающих любимцев. Книгу очень интересно смотреть - поражаешься, чего только ни породила природа. Кроме того, часто можно подглядеть целую медузу или ее части для какой-нибудь картинки. Сам так правдоподобно и плавно в жизни не нарисуешь...





13. An Ideal Boy
А эти наглядные таблицы висят на стенках в школах и общественных местах в Индии. Над некоторыми (вроде «устройство компьютера») можно просто рыдать. Книжка полна анекдотов. Например, таблицы про средства коммуникации с допотопными телефонами и радиоприемниками или плакат «Величайшие философы мира», на котором изображены Будда и Христос.





14. Street Graphics India
Еще раз про Индию. Эта книжка проходится по всем аспектам индийского кича - от картинок на стенах до комиксов на обертках жевательных резинок. Нарочно такое не придумаешь.





15. Shag
Этот любитель векторных программ в самом деле «вырос» до художника, который издает весьма забавные «книжки с картинками» для взрослых. Узнаваемые герои, интересные и остроумные сюжеты, а еще векторные картинки, глядя на которые можно многому научиться.





16. Package Design in Japan
Каждый неяпонский дизайнер когда-то видит впервые книгу с сотнями японских упаковок и впивается в нее. Но уже через час становится невыносимо смотреть на эту пестроту и красоту, и становится ясно, что у них все точно так же, как и у нас - среди тысяч упаковок по-настоящему мастерски сделаны только десятки. Только сначала японцы поражают нас своей необычностью мышления, поэтому нам кажется гениальным просто все.
Эта книга представляет упаковки, которые японские дизайнеры делали специально для конкурсов. Соответственно, здесь собраны лучшие из лучших. В начале книги имеется очень дельная статья на английском языке про традиции упаковочного дизайна в Японии.





17. Barcelona Club Flyers
Тонна флаеров из Барселоны. Среди почти 500 флаеров и приглашений на дискотеки можно найти очень много роскошных композиций и макетов. Так как в этом деле часто приходится работать с крошечными бюджетами, в книге много хороших картинок, «решенных в 2 цвета».





18. Egon Shiele
А вот и «хорошо забытое старое». Заглядывайте сюда всегда, когда нужно нарисовать людей, а у вас все получается слишком «бесчувственное» и «не хватает темперамента» :-)





19. Henri Matisse. Cut-outs.
Что делает в этом списке Матисс? Мы достаем его с полки всегда, когда произносится фраза: «Нужно учиться работать с цветами». Когда заказчики требуют дизайн с десятками разных цветов (например, когда надо красить разные тематические отделы в разные цвета), бывает очень полезно полистать книги с аппликациями Матисса. У него цветов всегда было много, но при этом все работы поражают своей гармонией.





Inside the Yellow Submarine
Книга про мультфильм-классик. То, что каждому, кто пытается делать хорошие мультфильмы, надо регулярно «пересматривать» сам фильм - само собой разумеется. Однако уловить все на экране невозможно: в этом фильме почти каждый кадр содержит гениальную идею, хороший рисунок и оригинальную композицию. В книжке собраны самые красивые кадры из фильма и добавлено много рисунков, эскизов и «сторибордов», которые возникли в процессе создания фильма.

@темы: работа